• О БРИКС
    • О БРИКС
    • О Саммите БРИКС 2014
    • Государства-участники
    • Россия в БРИКС
    • НКИ БРИКС
    • Шерпы БРИКС
    • Официальные документы
  • Гражданский БРИКС
    • О гражданском БРИКС
    • Процесс Гражданский БРИКС
    • Российская группа НКО
    • Рабочие группы
    • Управляющая структура
    • Документы Гражданского БРИКС
  • Документы
    • Официальные документы
    • Документы Гражданского БРИКС
    • Презентации и доклады
  • Новости
  • Фото
  • Календарь
  • Ссылки
  1. Главная
  2. BRICS
  3. Россия в БРИКС

Россия в БРИКС

Текст: Степан Канакин / Фото: Николай Спесивцев
Москва, 10 ноября 2014 года

В преддверии российского председательства в объединении пяти наиболее динамично развивающихся стран мира БРИКС, Вадим Борисович Луков, посол по особым поручениям МИД РФ, внешнеполитический су-шерпа от российской стороны в «Группе двадцати», координатор в МИД РФ по вопросам группы стран БРИКС рассказал информационному порталу «Гражданский БРИКС» о месте и перспективах БРИКС в мирополитической системе, о роли России в объединении, о направлениях сотрудничества, которые будет продвигать российская сторона в период своего председательства в 2015 году, и о том за чем выстраиваются в очередь государства – потенциальные участники БРИКС.

00007-DSC_8027.jpg

СК: Вадим Борисович, позвольте, пожалуйста, с места в карьер. Как и любой инновационный политический процесс, процесс БРИКС сталкивается с критиками и скептиками. Многие эксперты, политологи и политики склонны считать, что объединение стран БРИКС – это достаточно рафинированный и нежизнеспособный блок, созданный чаяниями министров иностранных дел, и, что принципиальные различия этих стран - характер, структура и темпы развития экономик, культурные идентичности, элементарная географическая удаленность - не позволят объединению эффективно координировать свои действия и соответственно влиять на миросистему.  Что на самом деле представляет собой БРИКС сегодня? Можно ли его считать полноценным актором международных отношений, центром многополярного мира? Насколько влиятельно это объединение? 

ВБЛ: То, что Вы транслировали – это мнение лишь одного и ограниченного сегмента всего массива суждений о БРИКС, и мы с Вами прекрасно понимаем кто есть этот сегмент. Это очень ангажированные люди, которых БРИКС страшит, потому что БРИКС – это олицетворение тенденции к формированию многополярного мира, причем олицетворение весьма материальное. Предыдущие такие тенденции в форматах Группы 77, Движения неприсоединения при всем их значении не имеют такого глубокого и практического воздействия на систему международных отношений, какое уже имеет БРИКС.

«БРИКС – это олицетворение тенденции к формированию многополярного мира, причем олицетворение весьма материальное»

Что можно сказать тем, кто говорит, что БРИКС это слишком разномастное объединение стран, которые хотят насолить Западу? Главное - БРИКС это объединение, которое имеет в своей основе мощную базу в виде стратегических интересов: первое - мы все заинтересованы в реформе международной финансовой системы, причем не косметической, а глубокой, ведь именно здесь основа всей конструкции международных отношений, сколько бы не говорили о важности политических и прочих отношений. Это фундамент, который определяет строительство дальнейших этажей. Пока этот базис находится под доминированием Запада. Это было бы оправдано, если бы речь шла о роли Запада в мировой экономике, какой она была двадцать-тридцать, даже пятнадцать лет назад, но сейчас, когда центр мирового экономического развития все больше смещается в Евразию, Азию, Латинскую Америку, подобное доминирование – это архаизм, с ним надо кончать. Вот это сейчас главный пункт общей программы стран БРИКС – реформа международной финансово-валютной системы, в первую очередь МВФ.


00007-DSC_8026.jpg

Второй общий интерес: мы все привержены международному праву и выступаем за его соблюдение. Мы привержены лидирующей роли ООН, как главной организации - гаранта миробезопасности, и центральной роли Совета Безопасности ООН. Это не пустые слова. Как четко изложил картину происходящего в мире Владимир Владимирович Путин на встрече в Валдайском клубе, именно пренебрежение международным правом, игнорирование решений совета безопасности ООН привело в последние годы к череде геополитических катастроф от Югославии до Сирии, а вот теперь грозит тем же самым на Украине. 

Третий стратегический интерес, который нас объединяет: наши экономики носят взаимодополняющий характер. У одних есть мощная ресурсно-сырьевая база, у других – очень емкие рынки, у третьих – серьезно развитый научно-технический потенциал. Объединение этих потенций, формирование общей экономической политики, подкрепленной серьезными материальными ресурсами даст эффект синергии, который поможет ускорить решение многих социально-экономических проблем.

И, наконец, четвертый стратегический интерес -  развитие сотрудничества в целях расширения обмена опытом в сфере решения самых острых социально-экономических и социально-политических проблем. Здесь мы многому можем поучиться друг у друга.
В целом, общность этих интересов намного превышает те расхождения, а порою конфликты, которые есть. Некоторые расхождения носят многовековой характер, другие порождены трениями, определенными несогласованностями в торгово-экономической и финансовой политике последних лет, но их важно рассматривать в нужном контексте, в нужных пропорциях, реалиях, так как делает опытный художник, для которого нога – это всего лишь нога, часть тела, а не все тело целиком.

00007-DSC_8030.jpg

Относительно того, что БРИКС обречен из-за разбросанности по разным континентам, и что в этих условиях какой-то интеграционный процесс запустить не удастся – это нарочито архаичный взгляд на интеграционные процессы и вообще процессы регионального сотрудничества. Когда создавалось европейское сообщество там действительно фактор географической близости сыграл большую роль. Знаменитая пятерка: Германия, Франция и БЕНЕЛЮКС – они все занимали площадь в радиусе восьмисот километров. Сейчас фактор географической близости вторичен, а первичны такие факторы, как общность экономических интересов и наличие достаточных ресурсов, чтобы эту общность материализовать, т.е. воплотить в жизнь. В итоге, инвестиционные потоки определяют сейчас будущее того или иного интеграционного объединения: если они есть, то это объединение жизненно, если их нет – как его не называй - это все пустые слова. Что мы видим в БРИКС? Мы видим рынок в 2,8 миллиардов человек. Видим растущую взаимную торговлю - есть и подъемы, и спады, связанные с мировой конъюнктурой, но тенденция совершенно очевидна. Мы видим мощную ресурсно-сырьевую базу, которая может быть использована в интересах всего объединения. И мы видим главное – политическую волю все это реализовать. Отсюда я бы с прищуром смотрел на все эти оценки которые дают в отношении БРИКС на Западе.

«Некоторые наши расхождения носят многовековой характер, другие порождены трениями, определенными несогласованностями в торгово-экономической и финансовой политике последних лет, но их важно рассматривать в нужном контексте, в нужных пропорциях, реалиях, так, как делает опытный художник, для которого нога – это всего лишь нога, часть тела, а не все тело целиком»

СК: То есть ответом скептикам стала сама активная и согласованная деятельность стран-участниц в формате БРИКС?

ВБЛ: Лучшим ответом скептикам стали решения Форталезского саммита в июле этого года. Созданы два финансовых института: Новый банк развития и Пул условных валютных резервов, с общей капитализацией в 200 миллиардов долларов. Согласитесь, во времена, когда ведущие банки мира «всплывают вверх дном» не только «Lehman Brothers», масса других, менее известных, в условиях, когда с огромным напряжением решаются вопросы бюджетной политики и вообще не решаются вопросы сокращения государственного долга – этого вопроса как-бы не существует для западных политиков, потому что все это уже «перевалено» на плечи даже не детей, а внуков, им предстоит расплачиваться за те долги, которые в течение последних тридцати лет делали нынешние и предыдущие поколения политиков – в этих условиях создание таких крупных финансовых центров говорит о том, что объединение, которое их породило на подъеме, что оно уверено в перспективности того, чем занимается. Не случайно уже выстроилась очередь в число пайщиков Нового банка развития.

Запуск этих проектов - очень важное решение, которое на десятилетия вперед определяет вектор развития БРИКС и во многом позиционируют его в международной валютно-финансовой системе. Одним «ударом» проекты БРИКС заняли место в пятерке крупнейших финансовых институтов мира, в их числе Международный Валютный Фонд, Всемирный банк, Европейский фонд финансовой стабильности и наши два института.

00007-DSC_8028.jpg

СК: А какую вообще оценку итогов Саммита в Форталезе Вы могли бы дать? Очевидно, были достигнуты сенсационные результаты - прорывные решения по традиционным вопросам повестки. В контексте этих программных успехов, поддержит ли эти стратегические направления Россия в период своего председательства? Какие направления и форматы взаимодействия еще дополнят процесс БРИКС в следующем году?

ВБЛ: Помимо решения о запуске НБР и Пула в Форталезе принято исключительно важное решение о разработке Стратегии экономического сотрудничества и Дорожной карты инвестиционного сотрудничества. Эти документы призваны дать серьезные ориентиры для инвестиционной политики Нового банка развития, для работы Делового совета БРИКС, для работы Банковского Форума и ведомств экономического блока стран-участниц. Стоит отметить, что Дорожная карта инвестиционного сотрудничества - это российская инициатива, и она является основной частью Стратегии экономического сотрудничества.

Россия представила проект обоих документов. Причем в Дорожную карту уже нами включено 37 масштабных проектов сотрудничества: начиная от создания энергетической ассоциации БРИКС - в ее составе предлагается создать резервный банк топлива, что было бы немаловажно в условиях колебания ценовой конъюнктуры и объемов производства топлива или углеводородного сырья в мире, заканчивая сотрудничеством в сфере спутниковой связи и навигации - мы предлагаем сделать проект ГЛОНАСС многосторонним, с размещением станций принимающих спутниковый сигнал на территории стран БРИКС с организацией производства комплектующих на их предприятиях, и с обучением специалистов для эксплуатации наземного оборудования.

В других сферах сотрудничества также есть заметные подвижки. В первую очередь выделю, конечно, политическое сотрудничество. Здесь мы от констатации общих подходов к ключевым проблемам все больше переходим к выработке конкретных совместных инициатив. Эта задача четко поставлена лидерами в Форталезе перед нашими политическими ведомствами. Основные тематические направления выработки таких инициатив – это: урегулирование региональных конфликтов, международная информационная безопасность, борьба с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. Конечно, это не исчерпывающий список.

Наша общая цель – это продвижение к трансформации БРИКС из диалоговой площадки в механизм полноформатной координации действий, как стратегических, так и тактических по ключевым вопросам международной политики и экономики. Ключевое слово здесь – механизм – оно задает главное направление движения – институализацию. Поэтапная, постепенная институализация. Мы считаем, что форма не должна опережать содержание, т.е. создание структур должно быть обоснованно реальными достижениями и конкретным и задачами, которые мы перед собой ставим, иначе мы получим структуру пустышки, которая будет обслуживать сама себя.

СК: Я правильно понимаю, что основная задача сейчас формулируется, как трансформация БРИКС из политического клуба в полноценную международную организацию со своими структурами, институтами, программами, постоянно функционирующими тематическими рабочими группами и прочим?

«Наша стратегическая установка – это полноценная трансформация БРИКС в механизм полномасштабного сотрудничества по ключевым вопросам мировой экономики и политики»

ВБЛ: Этот процесс уже начался. Я бы не назвал БРИКС дискуссионной площадкой уже и сегодня. Это структура, принимающая вполне конкретные решения, те же решения о создании Банка и Пула – какая же это дискуссионная площадка? В которой додискутировались до 200 млрд долларов! Тенденция обозначена. Более того, эти два института уже стали базой для институализации, но важно выстроить процесс так, чтобы не было крутящихся в холостую колесиков, которые утяжеляли бы движение. Следовательно, стратегическая установка – это полноценная трансформация БРИКС в механизм полномасштабного сотрудничества по ключевым вопросам мировой экономики и политики. Эта цель, кстати, зафиксирована в Концепции участия России в БРИКС, утвержденной президентом в 2012 году накануне Делийского Саммита.

Из этой задачи вытекают все остальные. Первая, в сфере политики: мы будем стремится в период председательства перенести диалог и сотрудничество на политическом уровне в практические решения, рекомендации по следующим направлениям: урегулирование региональных конфликтов, международная информбезопасность, борьба с международным терроризмом, борьба с незаконным оборотом наркотиков и ряд других тем, которые, как говорится, подскажет жизнь.

Очень важное направление сотрудничества, как, впрочем, уже отметил, это укрепление ООН и сотрудничество БРИКС в рамках ООН. Нам принципиально важно усиливать роль ООН, которая в последние годы подвергается, увы, очень сильной эрозии из-за курса некоторых членов организации на формирование коалиций по интересам, которые от имени ООН, извините за недипломатический язык, орудуют в Ливии, в Сирии, в Афганистане и во многих других местах. Цели такой подмены всем понятны, но вот БРИКС стремится противопоставить этой линии линию на укрепление авторитета ООН.

В экономике нашими приоритетами являются: первое, это всемерное содействие полноформатному запуску работы Нового банка развития и Пула валютных резервов. Второе, разработка и принятие в период нашего председательства Стратегии экономического сотрудничества и Дорожной карты инвестиционного сотрудничества.

В сфере культуры – подготовка предложения о культурном сотрудничестве. В сфере социально-гуманитарной – это содействие запуску парламентского диалога, в виде проведения первого в БРИКС парламентского форума. Но для его созыва еще нужно поработать, в первую очередь самим нашим парламентариям. Проведение профсоюзного форума, молодёжного саммита, всемирного университетского саммита, и ряда других интересных мероприятий наподобие первой встречи руководителей ведомств, регулирующих вопросы информационной политики.

СК: А система мероприятий, связанная с организацией Форума «Гражданский БРИКС», официально является сопутствующим треком БРИКС? В других политических клубах, таких как «Группа двадцати», бывшей «Группе восьми», участие гражданского общества было традиционным компонентом политического процесса, легитимным и поддерживаемым правительством.

ВБЛ: Конечно, мероприятия по линии гражданского общества выделю особо! Мы придаем очень большое значение этому компоненту, потому что, конечно, только расширение социально-политической базы БРИКС способно сделать это объединение действительно движением масс; внедрить в общественное сознание его ценности и цели. А они есть, вопреки рассуждениям критиков о том, что культуры у нас разные, история у нас разная, они есть: суверенное равенство государства, солидарность, уважение международного права, толерантность, прагматизм в сотрудничестве, стремление к поиску компромисса – все это не пустые слова в практике БРИКС. Редко найдется объединение, где мнение каждого из участников так бережно принималось бы во внимание.

00007-DSC_8029.jpg

«Тем БРИКС и силен, что здесь каждый может сыграть роль локомотива: Россия инициировала создание БРИКС, Индия – предложила создать Банк, Бразилия - Пул, ЮАР провела первую встречу в формате аутрич, что привело к прорыву во внешних связях объединения, Китай предложил разместить у себя штаб-квартиру Нового банка развития»

СК: Факт того, что Россия была инициатором первой встречи глав-государств БРИКС и вообще первого Саммита БРИКС в Екатеринбурге неоспорим. Мы ежегодно промотируем новые форматы и направления взаимодействия, мы инициировали Стратегию экономического сотрудничества и Дорожную карту инвестиционного сотрудничества. И хотя в новейшей теории международных отношений объединение БРИКС принято классифицировать как неиерархичный механизм, можно ли говорить о первой реально неиерархичной международной структуре или все же в объединении есть свои локомотивы, и Россия как раз и является таким лидером?

ВБЛ: Тем БРИКС и силен, что здесь каждый может сыграть на том или ином этапе роль локомотива. Смотрите: Россия инициировала создание БРИКС, Индия – предложила создать Банк, Бразилия - Пул, ЮАР провела первую встречу в формате аутрич, что привело к прорыву во внешних связях БРИКС - я видел это в Дурбане – это было действительно историческое событие! Лидеры всех интеграционных группировок в Африке съехались, чтобы встретиться с лидерами стран БРИКС. Китай предложил разместить у себя штаб-квартиру НБР, что, конечно, подчёркивает его роль как самого мощного экономического локомотива БРИКС и этого не нужно бояться, ведь это наш общий ресурс влияния в мире, ведь мы действуем солидарно.
Каждый из участников стремится проявить свои лидерские качества в период своего председательства особенно ярко, и это, конечно, закономерно. Я бы не стал устраивать, так сказать, «конкурс красоты» в БРИКС, но, конечно, же роль России сложно переоценить. Мы постоянно выдвигаем крупные инициативы, нацеленные на развитие БРИКС: Стратегию экономического сотрудничества, виртуальный Секретариат - переговоры по заключению соответствующего соглашения сейчас ведутся, идея заключения соглашения о культурном сотрудничестве и проект этого соглашения, примерно половина рабочих групп, которые сейчас действуют в БРИКС это инициатива российской стороны, но, подчеркну, речь в этом объединении не идет о борьбе за лидерство, о выяснении кто здесь главный. Как очевидец всех саммитов с 2010 года честно свидетельствую: атмосфера совсем иная.

СК: Вадим Борисович, Вы уже не раз упомянули о стремлении объединения укреплять центральную роль ООН и ее Совета Безопасности в вопросах поддержания международного мира и безопасности. Также очевиден интерес БРИКС по вопросам урегулирования региональных конфликтов, борьбы с терроризмом, наркоугрозой, нераспространения ОМУ, кибербезопасности. Учитывая военный потенциал и интерес, есть ли вероятность трансформации союза в некий силовой блок?

ВБЛ: БРИКС не противостоит никому в этом мире, сколько бы критики не рассуждали о том, что это зародыш военно-политического блока, что это антитеза современному миру - читай западному миру, этого нет. Мы ни с кем не ищем конфронтации. Об этом говорит практика наших встреч. Например, встречи на министерском уровне проходят при участии руководителей ООНовских структур, таких как ВОЗ, ЮНЭЙДС и многих других. Какое уж тут силовое блокирование.

СК: Позвольте «под занавес» блок вопросов о перспективе БРИКС. Во что в глобальной перспективе может вырасти объединение? Какие страны могут присоединиться? Готов ли БРИКС к расширению или в обозримом будущем предпочтителен формат наблюдателей в рамках процесса?

ВБЛ: Я не открою секрета, если скажу, что уже с 2013 года стала выстраиваться очередь из желающих вступить в БРИКС - это крупные государства на всех континентах. Сейчас в БРИКС действует мораторий на рассмотрение новых кандидатур, это связано с тем, что уже существует 23 формата взаимодействия. В период бразильского и нашего председательств их перечень будет расширятся. И, конечно, нужно отладить должным образом функционирование всех этих форматов, с тем, чтоб мы сначала в своем кругу четко выполняли взятые на себя обязательства. Кстати, некоторые участники, на мой взгляд вполне обоснованно, предлагают введение системы отчетности о выполнении обязательств, и это, как говорится, в духе времени… Следовательно, после того, как этот мораторий будет снят, начнется процесс расширения.

Помимо этого вопроса стоит вопрос о направлениях, темпах институализации – поэтапная, постепенная, при этом появление новых функций должно идти впереди появления новых структур. В этом смысле ближайшие цели — это запуск НБР и ПВР, и разработка Стратегии экономического сотрудничества и Карты инвестиционного сотрудничества. Еще одно важное направление институционального развития – это виртуальный Секретариат – Секретариат в киберпространстве. Он будет функционировать как публичная информационная интернет-платформа, зримо свидетельствующая об открытости нашего объединения.

Закончить хочу на юмористической, но поучительной ноте - изложить историю, которая произошла со мной на конференции по БРИКС в ноябре 2010 года в Брюсселе в Европарламенте. Я изложил весь замысел БРИКС, наши планы, говорил о том, что уже сделано. Посыпались вопросы от господ-европарламентариев и политологов, британский парламентарий задал следующий вопрос, а точнее саркастически вопросил: «Господин Луков, а вы не думаете, что БРИКС (точнее тогда был БРИК) – это скорее состояние умов?». Пришлось ему ответить: «Сэр, за состоянием умов в очередь не выстраиваются». Через месяц ЮАР вступила в БРИКС.

pdf.png Скачать интервью с В.Б. Луковым в PDF формате >>

 

Tweets by @G8G20Civil
Секретариат форума:

Новости

  • В Китае состоялся Форум Организаций Гражданского общества БРИКС
  • Завершился Форум гражданского общества БРИКС
  • В России могут ввести электронные визы для туристов из стран БРИКС, ШОС и ЕАЭС
  • Банк БРИКС выпустит бонды в валютах учредителей
Все новости

Документы

  • BRICS CSO Forum (India) Tentative Agenda
  • BRICS CSO Forum (India) Concept Note
  • Заявление участников Гражданского форума стран БРИКС
  • Civil BRICS Forum Statement
Все документы
  • О БРИКС
  • Гражданский БРИКС
  • Документы
  • Новости
  • Фото
  • Календарь
  • Ссылки